Условия

Что делать для преодоления кризиса цивилизации


Что делать для преодоления кризиса цивилизации

Начну с "аксиом" и принципов - о чем мы собственно говорим, зачем что-то делать, и, что мы понимаем под этим деланием.
Известны два основных - "полярных"  принципа организации и управления, при множестве промежуточных.
В крайних точках это принципы: – Иерархический и Сетевой.  

Иерархический принцип организации

Все беды нынешнего человечества, это следствие кризиса иерархических структур, которые, хорошо работая с небольшим числом участников, например, в случае иерархии в стае, племени или небольшой общине, по мере роста сложности систем (город, государство, цивилизация), приводят к проблемам, противоречиям и кризисам.
 
Иерархический, он же принцип детерминизма, это  «классическая физика», когда сила управляет движением (состоянием).
Суть его проста, есть некая иерархия действующих сил, где в случае пирамидальной организации системы (есть и другие варианты) управляющий импульс от "центрального элемента", "вершины" или "узла" распространяется далее через передаточные звенья на всю остальную систему и определяет ее состояние.
В случае наличия нескольких таких «центров управления» в «классических»  иерархических системах, они начинают конкурировать за управление и либо побеждает один из них, либо наступает «двоевластие», тогда система теряет управляемость и разрушается  (борьба за центры влияния, суть нынешней политики для всех уровней и международных отношений).
Поэтому в иерархических системах всегда существует доминирующий в  данный момент управленческий узел.
Естественно, в силу фундаментальных законов природы (энтропия)  по пути  прохождения управляющих импульсов возникают помехи и искажения (диссипация), и в итоге,  начиная с определенного порогового значения, система теряет функциональность.
Поэтому любая иерархическая система, с ростом числа участников и сложности, теряет устойчивость и связанность, накапливает ошибки («испорченный телефон») и в итоге распадается.
Для повышения устойчивости, в иерархиях строятся дополнительные системы контроля и обратных связей (как правило, также по принципу иерархии и детерминизма,  то есть по схеме начальник-подчиненный).
Эти вторичные контролирующие системы также, по мере роста сложности, теряют управляемость и функциональность...
Очевидно, что начиная с некоторого уровня сложности (количества управленческих звеньев и сложности задач) система иерархического типа уже физически не сможет существовать. 
То есть, у иерархических систем существует предел роста сложности.
(И он, в случае нашей цивилизации, уже очевидно достигнут - см. «циклы Капицы-Дьякова» http://avmol51.narod.ru/Singular_D.html  ).


Итог:

А) Степени свободы иерархической системы определяются уровнем и способностями управленческого центра - как вершины управленческой пирамиды (то есть свойства отдельного человека, управленческого звена или "узла" лимитируют параметры всей системы).
Б) Управляемость такой системы прямо пропорциональна точности реагирования на команды ее последующих звеньев  исполнителей (определяется их исполнительностью и управленческой безынициативностью...).
С) С ростом сложности систем диссипация и рост энтропии,  для  процессов, детерминированных через прямое управление и  силовое взаимодействие,  ведет к кризису и распаду системы.



Последние конвульсии централизованных "иерархий"


Оставив вопрос о том, как исторически сложилось, что основой нынешней социальной организации стали иерархические структуры (см. пояснения в конце текста), посмотрим к чему это привело и что именно происходит сейчас.
Начнем с сознания. В умах подавляющего большинства строителей иерархий, ровно, как и борцов с иерархиями, картина мира полностью соответствует иерархическим детерминистским моделям. То есть люди мыслят любую управленческую структуру или способы воздействовать на окружающий мир, по шаблону иерархических систем. Когда главное, это оказаться в центре (на вершине) системы, откуда далее распространить свое влияние (идеи, решения, управление)  на всех остальных.
Только, одни при этом движимы эгоизмом и желанием извлекать личную выгоду из доминирующего положения, другие первоначально альтруизмом или своей  идеологией (текущей и соразмерной эпохе мерой понимания – «как правильно», порождающей соответствующие  «измы» и “кратии”).
Однако, независимо от того, кто оказывается на вершине «власти»,  в силу самого принципа функционирования иерархий, это последовательно ведет к борьбе с другими  потенциальными центрами влияния (борьбой за власть с фракциями и бывшими единомышленниками).
Далее, лидеры вынуждены «детерминировать» своими благими начинаниями окружающих, что закономерно ведет к подавлению их свобод (а иначе последующие звенья не будут детерминированы «благими идеями»).
Далее, к росту количества управляющих и контролирующих структур (бюрократии).  
И наконец, к преобразованию системы в обычную деспотию с дальнейшим распадом.
Последние 100 лет дают нам массу примеров развития такой последовательности, включая множество доброхотов, захвативших власть с благими намерениями.
К сегодняшнему дню эту последовательность, обусловленную самой сутью структур иерархического типа, прошли уже много народов, начинаний и организаций.
И вопрос состоит не в том, что нам не хватает фактического подтверждения положений теории систем (см. пункты А; Б; С).
Вопрос в том, почему, несмотря на все эти очевидные истины, все еще так мало тех, кто осознал, что проблема не в учениях лидеров или типах  политических систем, и не в формах хозяйствования, а в самом принципе  иерархической организации социальных структур.
Как говорят в народе, (где давно отметили эту закономерность) -  «людей  власть портит» - что в данном контексте следует понимать буквально.
То есть в силу детерминизма, как основы миропонимания, люди для любого типа коллективной деятельности или решения социальных проблем (управления), автоматически строят иерархические системы, которые согласно заложенным в них фундаментальным принципам, в  процессе своей эволюции, закономерно ведут к уменьшению степеней свободы рядовых участников, насилию, бюрократии, коррупции, потере управляемости и распаду.  



Глобализм привел нас к тому, что иерархия стала образовываться уже в планетарном масштабе, где практически изначально степень сложности системы значительно  превосходит возможности управляемости иерархических структур (учитывая объективные физические параметры нашего мира).  
Причем, стремление построить такую глобальную иерархию (империю) наблюдается всю новейшую историю человечества, и это дает нам примеры того, как такие «колониальные» структуры распадались, строго по канонам эволюции для иерархических структур, за счет потери ими управляемости.
Однако, сегодня конкуренция  за влияние (извлечение выгод и контроль), потребность в предсказуемости ситуации (поскольку локальные центры отдельных иерархий, в силу распространения военных технологий, обладают потенциалом способным дестабилизировать всю мировую систему) и всеобщая идеология детерминизма, привели к тому, что возникло несколько  глобальных «центров силы» стремящихся к мировому господству и стремящихся подавить все остальные.
Они ставят цивилизацию на грань гибели, поскольку стремятся построить иерархии мирового масштаба на основе достижений научно технического прогресса (включая кибернетику, евгенику, соционику, биологическое, генетическое и психотронное оружие).
Столкнувшись с проблемой сложности (неуправляемости) и технической невозможностью  ее преодолеть, эти «строители» стремятся «упростить» систему (понизить уровень ее сложности).  
В том числе стремятся  «упростить» самих людей (исполнителей), превратив их в биороботов пригодных для строительства управляемого единым мировым правительством тоталитарного муравейника.
Это привело к концепции «однополярного мира» и «золотого миллиарда»  (устранение развитых государств и радикального сокращение количества людей).
Однако, на практике выяснилось, что построить такую систему, в силу масштабов и сложности невозможно (недавно это признали официально), поскольку для этого, в свою очередь, нужна система, которую по тем же причинам построить не удается... (хотя попытки в этом направлении предпринимаются).



Бурное развитие цифровых технологий, в последние десятилетия, породило новые, несбыточные надежды детерминистов обеспечить иерархию и управляемость, уже за счет цифрового контроля и автоматизации – где основную массу исполнителей можно заменить на роботов, далее оцифровать и детерминировать исполнительные звенья, и управлять через тотальный цифровой контроль  (на этом пути сейчас впереди всех Китай).
Однако  можно доказать, что даже в пределах одной отдельной страны этот вариант выглядит весьма сомнительным. Для его реализации нужно в кратчайшие сроки превратить огромные массы населения в «зомби», лишенные воли и свободы,  отказаться от инновационного развития (которое в сути определяется свободой творчества), и остановить аномальные климатические явления, что пока  в реальности не осуществимо.  
А самое главное, устранить множество конкурирующих центров влияния (иерархий), как внутри этих стран, так и во вне, что в обозримом будущем так же принципиально невозможно.
Поэтому максимум, к чему могут привести такие попытки доминирования, это к очередной гражданской или мировой войне (к ее горячей фазе), что в наше время  уже чревато самоуничтожением.  Причем, стрелки на часах ядерного «апокалипсиса» сейчас стоят как никогда близко к часу «Х», хотя большинство, уже просто не осознает эту угрозу (привыкли, как лягушка к кипятку).
То есть мы можем достаточно уверенно говорить о том, что надежда строителей иерархий на цифровые технологии и мировое правительство на этой основе, объективно несостоятельны. В силу наличия конкурирующих центров влияния и внутренней диссипации иерархических структур (см. трезво на ситуацию в США, Европе или России).
Поскольку объективно, все ведущие государства, в силу развития информационных и сопутствующих им технологий, уже достигли своего предела сложности.
Что и проявляется как потеря управляемости, возникновение множества конкурирующих бюрократических структур, коррупция и неконтролируемое свободомыслие исполнителей.  
Причем «инструменты», с помощью которых такое управление осуществляется (денежная система, правоохранительные структуры, СМИ, законодательство и т.д.), также достигли пределов сложности и поэтому быстро теряют свою функциональность, на фоне возникающих непредвиденных обстоятельств, противоречий и кризисов.
Чтобы завершить тему иерархических структур – следует заметить, что иерархии стремящимися к лоботомии и вивисекции человечества, точно также как и масса «борцов» с ними, мыслят одинаково детерминистскими категориями насилия и централизации власти…
И поэтому борцы за светлое будущее, точно так же как и узурпаторы, видят решение проблем, в перехвате управления иерархиями, но только «с благими целями»)))
Излишне говорить, что в силу принципов функционирования иерархий, эти благие зачинатели, детерминируя и «совершенствуя» несовершенный мир,  в итоге, совершенно ничем не будут отличаться от тех, с кем собираются бороться (см. пункты А; Б; С, и  Историю.)



Сетевые принципы организации

Теперь рассмотрим альтернативу иерархиям или другую полярность -  децентрализованные распределенные системы.
Если в централизованных  иерархических  системах – элемент управляет далее другими элементами, и они все вместе формируют среду, то в сетевых децентрализованных структурах поведение элементов наоборот, задается средой взаимодействия.
То есть параметры среды взаимодействия или механизмы этого взаимодействия, определяют  (детерминируют) поведение элементов, которые упорядочиваются под действием этих опосредованных факторов.
Здесь уместно такое сравнение – если с помощью пресс формы, мы задаем параметры среды, то ее элементы (отдельные молекулы) будут выстраиваться  согласно конфигурации этих «параметров среды взаимодействия».  То есть элементы детерминированы не за счет того, что управляя каждым отдельным элементом  их «расставляют по местам», а за счет внешнего системного фактора,  –  когда двигаясь по случайным  траекториям  и сталкиваясь, эти отдельные элементы, в итоге, занимают места соответствующие свойствам «среды взаимодействия».
То есть  детерминированы за счет децентрализованных  сил.
Говоря языком физиков, это вариант вероятностного распределения,  происходящего за счет параметров системы, например, «законов природы», задающих некий «регламент» среды взаимодействия.
Где каждый элемент формально «свободен» (вероятностен) в своем движении, но в среднем, для суммы таких элементов, система с наибольшей вероятностью будет формировать заданные средой взаимодействия структуры или состояния.
Поэтому для распределенных или децентрализованных сетевых структур уместно выражение – параметрическое управление, когда параметры среды взаимодействия («протоколы обмена»), через вероятностные механизмы,  детерминируют  состояние системы.
Типичный вариант такой распределенной сетевой структуры это Интернет, где регламент и протоколы обмена, позволяют при «полной свободе» его отдельных элементов (которые, свободны вообще не пользоваться интернетом…), формировать в итоге, вполне предсказуемые результаты или направлять процессы в определенное  русло.
Очевидно, что на уровне биологических структур, мы видим именно такой тип организации систем.  Где конгломераты клеток и неисчислимое множество химических и биологических процессов,  «управляются» не за счет «расстановки» каждого отдельного  атома или управления каждой отдельной клеткой (легко показать, что, учитывая тепловой шум и сбои, это в принципе нереализуемо), а за счет действия неких генеральных «формообразующих» факторов («протоколов сети»).
Эти факторы  («протоколы») задают условия среды взаимодействия и смещают вероятности, через параметры взаимодействия, то есть «расставляют клетки» и регулируют процессы жизнедеятельности, не воздействуя на них непосредственно.
Очевидно также, что детерминистский подход, который априори предполагает иерархию управляющих сил  и их последовательное действие (причинность последовательного типа), ограничивает  возможность осознания принципов параметрического управления.  
В силу чего, вопросы  функционирования живой материи, эволюции организмов или клеточной дифференцировки, до сих пор представляют для ученых неразрешимую загадку.



Вполне естественно, что такого же рода силы (через параметры среды) действуют и на социальные процессы (и шире на биосферу в целом), задавая архетипические «сценарии» развития (эволюцию), и связывая, таким образом, через свойства среды взаимодействия, систему из отдельных «случайно  эволюционирующих» элементов.
– Что например, было эмпирически обнаружено как нормирующие параметры для роста численности популяций (см. уравнения Капицы, показывающие действие такого параметра для не связанных  физически групп человеческой популяции).  
Также рекомендую работы Симона Шноля, экспериментально доказывающие существование такого рода механизмов, которые способны  детерминировать на вероятностном уровне процессы произвольной природы – то есть, задавать параметры среды взаимодействия для любых вероятностных процессов.   
В настоящий момент мы находимся в точке преобразования социальной организации человечества от пришедшей в насыщение иерархической структуры, к распределенной, децентрализованной, природоподобной сетевой структуре.
Именно поэтому, параллельно с эволюцией иерархических - централизованных систем – обусловленных усилиями людей (детерминизмом), идет процесс формирования сетевых, распределенных децентрализованных систем, определяемых средовым фактором («архетипическим и  эволюционным»).  
Происходит циклический переход потенции в кинетику – где иерархические принципы организации, в итоге породили высокоорганизованную цивилизацию и глобальные средства коммуникации, а теперь уже выросшие на этом люди и технологии, начинают формирование альтернативных иерархическим распределенные социальные структуры.
Где действующим началом являются параметрические силы (среда взаимодействия и регламенты), опосредованно детерминирующие через состояния этой среды.
В социуме эти силы воспринимаются как феномены «культуры» и традиций, детерминирующих людей через среду взаимодействия (“языки  - протоколы обмена”) и  задающие «неписаные правила».
Что достаточно легко физически почувствовать, как  некую «ауру» места или народа, при перемещении из одной языковой среды в другую.
Опять же, эти процессы формирования сетевых структур, как и в случае  биологических систем, находятся у всех «на виду» (смотри Интернет или современные децентрализованные системы управления). И  проблема только в необходимости это осознавать и интерпретировать на системном уровне.  
Именно здесь «слепое пятно» в мышлении большинства людей, и практика общения показала, что принцип «бесструктурного управления» или детерминированности в децентрализованных сетевых структурах, является  «камнем преткновения» для большинства аналитиков: после всех подробных  объяснений, как именно бесструктурная среда  может управлять элементами, в итоге,  при переходе к социальным системам, обычно задается  риторический вопрос - «А лошадей то куда запрягать?»

Тем не менее, сегодня есть группы специалистов и организации,  которые на разных уровнях осваивают сетевые принципы организации и управления,  пытаясь на их основе построить собственную централизованную управленческую иерархию))))



Поскольку  здесь не место детализировать тему сетевых принципов организации и управления, то нам важно лишь понимать, что принцип параметрического формирования систем, в природе распространен ровно также, как и принцип  формирования  детерминированных - иерархических  систем, и они являются равнозначными, неразрывными и  взаимодополняющими явлениями, такими как Янь и Инь.
Где оптимум или “золотая середина” это возникновение их единства (что фактически происходит сейчас) порождая нечто третье - как темпоральные иерархические структуры. Или самоорганизующиеся системы.



Что делать и как делать?

Теперь после этого вступления и определения типов систем и принципов управления, можно попытаться объяснить, что и как необходимо делать для преодоления кризиса цивилизации, вызванном пределами роста для иерархических централизованных структур.
И для начала, что не надо делать.
Не надо создавать новых иерархических структур (партий, империй, измов и кратий).
Поскольку они свое отработали и могут только усугубить кризисные явления, создавая новые конкурирующие очаги (и новые поводы для войн).
Иерархии, в силу неустранимых причин, в настоящее время не способны решить стоящие перед человечеством проблемы, и на нынешнем этапе их только усугубляют.
Подробный перечень этих проблем вызванных детерминистским подходом, можно найти у множества  аналитиков, которые подробно перечисляют  напасти и красочно критикуют происходящее. Причем ими, в силу недостаточного осознания причин, обычно не предлагаются осмысленные или практически реализуемые решения.
- И если не брать в расчет упование на потусторонние силы и инопланетян (или аналогичные мистические верования и прожекты), то либо, мы имеем в итоге благие намерения и заклинания типа - «должны, обязаны, одуматься, в кратчайшие сроки, давайте жить дружно…».  
Либо, в умах витает идея как то исхитриться и перехватить управление (в издыхающем глобализме), заиметь там власть лучше всего также глобальную, и вот тогда «мы всем покажем Кузькину мать и наши замечательные представления о том, что нужно миру…» ведь мы то хорошие и намерения у нас благие )))



Итак, формулирую  решение, как именно можно преодолеть кризис цивилизации и обеспечить ее дальнейшее конструктивное развитие:
​- Для этого необходимо инициировать социальную "цепную реакцию", формирующую сетевую структуру, имеющую такие параметры среды взаимодействия  (регламент сети и протоколы обмена), которые ведут к росту степеней свободы отдельных участников и их совокупного потенциала - как достижение «интегрального благополучия» через благополучие отдельного элемента. То есть принцип организменного природоподобного построения общества, где работает синергия объединившихся "клеток", а не индивидуальная гипертрофированная эволюция "клетки с головным мозгом".
Для обеспечения этого процесса необходим децентрализованный  сетевой механизм кооперации, который суммирует возможности (самоорганизацию)  отдельных участников и блокирует деструкцию отдельного участника.  

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ   СОЦИАЛЬНЫЕ  СТРУКТУРЫ https://docs.google.com/document/d/1cph_6omSvhnYatoiW5f4997qWPzkZ1js4ZvCVZjn_ZQ/edit  

Условия благодаря которым система становится синергетической https://docs.google.com/document/d/1FW3NOoiF46RD-ngio9uUTx50lzUvi7L5Q7YQ-OrOwoA/edit  

“Социальная синергия” - дайджест:  http://synergy4all.net/?page_id=169 
Прагматичное опредление “добра и зла”:    http://worldcrisis.ru/crisis/2966851   

Соответственно  для этого создаются такие регламенты (заданные как условие существования сети), которые изначально блокируют возможность построения централизованных иерархических систем или возможность «эксплуатации» такими системами этой структуры (защита от организационной деструкции).  
Учитывая «антагонизм» Янь и Инь, такой анти иерархический алгоритм, оказывается  вполне реализуем, поскольку иерархическая система, по своей сути, не способна конструктивно управлять каждым отдельным участником: она может их только скопом блокировать (запретить), в крайнем случае, заставить «ходить строем», но не может решать вопросы (двигать руками) на месте каждого. Тем более, это невозможно в случае, если участники через кооперацию имеют коллективный организационный потенциал – см. как пример такой организационной силы, принцип ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди.
Кроме того, потенциал децентрализованной структуры распределен между ее участниками в виде их коллективного «проекта» (суммы локальных транзакций) и поэтому не может быть «извлечен» за счет ограничительных мер.  То есть “сломать” кооперацию иерархия сможет, но обеспечивать ее работу на каждом конкретном месте и для каждого участника, физически невозможно.
Поскольку внутренние  транзакции не нуждаются в посредниках. (В финансовых инструментах, правосудии, гарантиях достоверности, когда контроль над ними позволяет иерархиям управлять подданными). Как пример можно взять отношения в семье.
При этом, говоря о самоорганизации на уровне личности, ее стремление к   благополучию – это индивидуальный потенциал биологической  «самоорганизации». Присущий людям как безусловный природный фактор - эгоизм. То есть это проекция биологического потенциала самоорганизации (стремления жизни) на следующие организационные уровни. 
Что проявляется естественным стремлением человека к  здоровью и  благоприятной среде обитания.

Очевидно, что стремление к личному благу в иерархической “конкурентной среде” - где благо одного строится на проблемах другого, принципиально не способно суммировать потенциал самоорганизации участников и породить через это всеобщее благо.  
Однако регламент социальной синергии, который построен на сетевом принципе, где параметры среды взаимодействия суммируют потенциал участников и  блокируют деструкцию - оставляет возможность только для конструктивного сотрудничества. Где это стремление обеспечивает самоорганизацию системы в целом - через исправление ошибок и нестыковок.
То есть участники процесса сетевой организации взаимодействуют с другими не по “обязательствам” или вынужденно (детерминирующему действию типичному в иерархиях), а лишь по собственному желанию и свободному поиску вариантов реализации (вероятностному действию, типичному для сетевого принципа).
То есть каждый принимает от других только то, что сам пожелает, а в итоге каждый делает другим только то, что хотел бы, чтобы сделали ему самому.
Просто потому, что в ином случае никакого взаимодействия и транзакций не будет (этому препятствуют параметры среды взаимодействия - “регламент” и “протоколы обмена”).
Причем в случае сбоев (нарушении эквивалентности в обменах или деструктивных действий), регламент сети автоматически блокирует сделку (по инициативе любого участника -  без необходимости объяснения причин). И далее, он же позволяет разрешить конфликты без потери устойчивости сети.
Более детально, проверенный на практике принцип действия таких регламентов можете посмотреть здесь
В итоге, в такой распределенной системе идет непрерывный рост уровня  коллективных  “благ” (и не только материальных) - и тем самым запускается процесс коллективной самоорганизации.
Через суммирование потенциалов самоорганизации для всех участников. В противовес трансляции  единичного потенциала самоорганизации (и/или уровня невежества) - некого “царя”, либо локальной иерархической группы  с “царем”,  на всех остальных.
То есть для обеспечения конструктивной направленности такой распределенной структуры, необходимо обеспечить суммирование «заложенных» природой в каждом человеке  устремлений к «биологическому благополучию» и получению благ себе и своим близким.
Где обязательным условием получения таких индивидуальных благ становится сотрудничество, то есть их приобретение за счет коллективной деятельности, защищенной от деструкции и сбоев регламентом сети. 
Регламент как свойство среды взаимодействия в такой системе может быть “нарушен” только вместе с прекращением работы самой сети (уничтожением этой среды взаимодействия).

В этом случае возникает социальная синергия, «каждый на своем месте» и “каждый с каждым” (Peer-to-Peer), делает благо для себя и своей семьи, а все вместе,  в итоге, делают гармоничным мир вокруг себя через “всеобщее благо”). То есть реализуется то самое часто повторяемое  пожелание -  «если каждый на своем месте будет… »
А сейчас, каждый на своем месте, ради хлеба насущного, обслуживают деструктивные интересы  людей, доминирующих в иерархических системах: см. статью - “Когда отменят деньги”.
На естественный вопрос о масштабировании, или как исходя из “личного блага” решаются общественные вопросы (скажем государственного масштаба) ответ будет дан далее, после пояснений, какими еще свойствами должна обладать подобная децентрализованная распределенная система.



На первый взгляд, создание таких условий и регламентов для самоорганизации децентрализованных распределенных структур, может показаться сложно выполнимым.  
- Ведь, для того, чтобы эффект такого «регламента» и сетевых структур был глобальным, в этом процессе должно быть задействовано большое количество людей – что при «детерминистском подходе»  требует столь же больших ресурсов и наличия власти. То есть здесь требуется ответить на вопрос - “Кто это сделает?”, и  “Кто это позволит сделать?”.
Кроме того, встает вопрос о скорости роста такой сети.  
Поскольку эффект процесса «исправляющего» кризисы, когда отдельный человек или группа, по умолчанию стремятся гармонизировать  свое здоровье и среду обитания, а все вместе, они гармонизируют Планету, может быть ощутим, лишь, если этот процесс будет весьма быстро распространяться на всю популяцию.
Где в этом случае, появляется множество «гармонизирующих» очагов инновационной социальной самоорганизации.
И социальную систему распределенного типа уже не смогут заблокировать кризисы и проблемы текущего иерархического тупика.
Соответственно, решения, позволившие выполнить условия  быстрого распространения подобных  распределенных структур и лавинообразный рост их количества, найдены и проверены на практике.   
Особенностью  подобных  сетевых алгоритмов, является возможность запуска «социальной цепной реакции», и быстрого распространения процесса, за счет высокой «заинтересованности участников» и положительной обратной связи (возможности людей в таких структурах растут в геометрической прогрессии от количества участников).
Проще говоря, если возник подобный процесс (для его запуска имеется критическая масса), дающий людям преимущества и новые возможности, заметно превышающие вложенные усилия, то начиная с некоторого «коэффициента усиления», процесс приобретает лавинообразный характер (см.   моду, мультилевел или «финансовые пирамиды», как примеры демонстрирующие социальные цепные реакции).
Причем, в качестве таких преимуществ и возможностей, запускающих процесс, может выступать множество различных факторов. Начиная от материальных - дисконты, взаимные услуги, возможность заработка или обогащения, и заканчивая социальными - интересные проекты, социальные связи, защита, поиск партнеров и т.д.
Начиная с середины  90 х, подобные алгоритмы мной разрабатывались с прикладной целью. Направленных на создание подобных динамичных сетевых сообществ.
Имеющих при этом конструктивный вектор, за счет суммирования «природных факторов самоорганизации», через стремление каждого отдельного человека к личному «благополучию».  Что в случае получения этого благополучия через кооперацию (сотрудничество), гарантирует в итоге благополучие и всех остальных.
Эти принципы и их работоспособность проверялись на практике (в 1995, 1996, 1998, 1999 г.), итогом чего стала концепция «Социальной синергии».
Соответственно – природоподобные распределенные, и не иерархические структуры, имеют один общий признак.
Эволюция таких систем обеспечивается не за счет гипертрофированного развития отдельных элементов (к чему стремятся иерархии, критически зависящие от качеств отдельного элемента,   где “царь”  в идеале, должен быть суперменом или богом…), а за счет специализации и кооперации отдельных элементов, когда множество клеток образуют целостный организм, обладающий новыми качествами.  
То есть, когда единение частей рождает новое качество, не присущее ни одной из этих частей (принципы синергии).
И в этом случае такое  качество принадлежит уже всем  элементам, как связанной  совокупности участников (соборности).
Собственно, движение человечества, к объединению людей в некий мета-организм, в единое коллективное сознание – это видимо и есть ближайшая точка трансформации человечества  или возникновение, предсказываемой многими эволюционной сингулярности. 

О масштабируемости

То есть, кто в такой распределенной структуре будет заниматься вопросами, масштабы которых выше личного благополучия участника?

Продолжение